![]() |
+7 (84595) 2-29-30 |
Вы здесь
«Микромир» национального парка
«Микромир» национального парка
Успевает ли музей «идти в ногу» с современным посетителем? Как сделать так, чтобы оправдать его ожидания? Сотрудники национального парка «Хвалынский» неустанно трудятся над тем, чтобы у посетителей парка желание вернуться не ослабевало. Не стоять на месте, меняться, искать новые методы и формы работы – решили в отделе экологического просвещения нашего парка. Начали с того, что увлеклись идеей создания совершенно нового современного музейного пространства. Так появился визит-центр «Экосвет».
Процесс пошел
Прошел год со дня его открытия, и мы можем смело сказать, что весть о нем разлетелась по всей России. Географию посетителей можно проследить по Книге отзывов. Коллеги из соседних регионов стали перенимать опыт, а у нас уже появился новый проект. Сначала было желание изменить устаревший информационный центр, позже это желание приняло реальные очертания. Озвучили свое видение нашим партнерам из Уральского института музейных проектов. С их стороны встретили поддержку, и процесс пошел. В результате обсуждения совместных идей появился проект «Микромир национального парка «Хвалынский».
Все туристические и просветительские объекты парка связаны между собой единой нитью, и эта нить – любовь к природе. Музейная экспозиция, будучи наглядной, позволит сводить воспитание правил поведения в природе к лозунгам и призывам: «Не рвать!», «Не разорять!», «Не шуметь!», а обосновано подводить посетителя к выводу: так надо поступать и почему именно так. Известно, что привычки постепенно вырабатываются, в т.ч. и в процессе выбора линии поведения. Эту ситуацию выбора может предложить экспозиция: наступить ли на муравья? принести ли букет из леса? забрать ли домой маленького птенца, упавшего из гнезда?
Наша аудитория - дети
Как известно, посетителями музейных площадок являются люди самых разных возрастных категорий. Создавая новый познавательный проект, следуя специфике нашей деятельности, мы наметили конкретную целевую аудиторию – детей. В связи с этим экспозиция Музея сформирована по принципам смешения нескольких музейных жанров. В ней используются характерные приемы, проверенные опытом известных детских музеев мира:
- разнообразие внутреннего пространства помещения;
- смена впечатлений, основанная на особых способах показа экспонатов;
- доступность, как в антропологическом, так и в познавательном планах.
На данный момент оформлен один зал, меньший по размеру. Экспозицию открывает тема «Родники Хвалынской земли». Экспонаты позволяют дать общее представление о водных ресурсах района, проследить движение воды внутри Хвалынской гряды. Завершающий акцент в зале – это тема бережного отношения к воде на примере деятельности нашего земляка, эколога-любителя занимающегося изучением хвалынских родников не один десяток лет, В.Е. Лаврова.
Тропа Познания
Второй зал – это Тропа Познания, пройдя по которой посетитель увидит с неожиданной стороны своих старых знакомых – обыкновенные деревья, которые откроют ему свои тайны. Путешествие по тропе Познание, будет своеобразной подготовкой к настоящему выходу в живую природу Национального парка. Познавательный маршрут пролегает от одного объекта к другому, от дерева к дереву, от берега озера к кусту лещины, оттуда к границе степи… Смену впечатлений может усилить показ особенностей дневной и ночной жизни в живой природе. В новом музее, как в волшебной стране можно увидеть, как богаты обитателями невидимые нам подводный и подземный миры, какие удивительные метаморфозы происходят с их маленькими жителями, когда они выходят на поверхность земли, а потом и поднимаются в воздух. В кронах деревьев, выполненных в натуральную величину, можно увидеть клетку листа величиной с арбуз и заглянуть в нее. Витрины в стволе позволят увидеть процессы роста и влияние окружающей среды на состояние живого организма, энтомологические коллекции музея (при их наличии). Микросъемка капель воды и объектов живой природы (насекомых, отдельных частей их тел), муляжи насекомых в увеличенном виде позволят совершить увлекательное путешествие в загадочный и неизвестный мир, в который попали известные герои детской книги Яна, Ларри, Карик и Валя или Дюймовочка…
Наша задача показать, как густонаселен, разнообразен и прекрасен мир вокруг нас при близком рассмотрении и к каким тяжелым последствиям ведет нарушение даже одного звена в жизни живой природы.
Главная особенность нового музейного пространства – интерактивность и вовлеченность. Гости «Микромира» не будут зрителями, они будут частью того пространства, в котором окажутся.
Надеемся, что наш опыт по разработке нового визуального образа информационного центра будет удачным. Однако, мы ясно осознаем, что находимся еще только в начале пути, впереди очень большая работа.
Татьяна Фролова, НП «Хвалынский»