Конкурсы и викторины
-
Экологическая акция " Покормите птиц зимой - 2020".
ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсах в рамках акции «Покормите птиц з...
-
Творческий конкурс " Лучшая ёлочная игрушка 2020".
Положение о детском творческом конкурсе &l...
Отчет о проведении VI-й областной научно-практической конференции для школьников
"Проблемы сохранения биоразнообразия и современного природопользования», посвященной 100-летию заповедной системы и Году экологии в России (17 марта 2017г.).
В 2017 году Россия вместе с годом Экологии отмечает 100-летие принятия Правительствующим сенатом Российской империи Указа об учреждении на Байкале первого в стране государственного заповедника – Баргузинского. С этой даты - 29 декабря 1916 года (или 11 января по новому стилю) начала формироваться сеть отечественных заповедных мест. К сожалению, подход людей к дарам природы не во все времена отличался высокими принципами. Жизнедеятельность на впервые освоенных территориях подчинялась лишь одному правилу – больше выгоды, выше доходы здесь и сейчас любой ценой. Повышение уровня экологической сознательности россиян – это столетняя кропотливая работа, достигшая определенных успехов. 100 лет работы заповедной системы России - это создание десятков тысяч уголков страны с сохраненными в первозданном виде экосистемами и естественным ходом жизни зверей и растений. В настоящее время в России существует около 12 тысяч ООПТ различных уровней и категорий, общая площадь которых составляет 203 млн. га (в т. ч. сухопутная с внутренними водоемами – 193 млн. га или 11,3 % всей территории страны). При этом наиболее значимые для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия природные комплексы и объекты представлены именно в масштабах системы ООПТ федерального значения, основу которой составляют 102 государственных природных заповедника, 42 национальных парка и 71 государственный природный заказник.
Саратовская область — уникальный по природным особенностям регион Европейской России. Именно на ее территории и нигде больше на всем огромном равнинном пространстве между Баренцевым и Черным морем, Уралом и западной границей России располагаются три природные зоны: лесостепная, степная и полупустынная. Более половины территории находится в бассейне реки Волги — самой большой водной артерии в Европе, разделяющей нашу область на возвышенное Правобережье и Левобережную низменную равнину. В среднем Поволжье нет другого такого региона, в котором столь резко проявляются различия в характере рельефа, климата, в распределении растительного и животного мира, разнообразии естественных и антропогенных экосистем.
17 марта 2017 года в визит-центре «Экосвет» Национального парка «Хвалынский» прошла VI-я областная научно-практическая конференция для школьников «Проблемы сохранения биоразнообразия и современного природопользования». В течение нескольких часов в залах визит – центра витал дух Апполона - Бога Солнца, света и просвещения, покровителя науки и искусства.
В конференции было представлено 14 докладов, участвовало 21 учащийся и 15 преподавателей из школ Хвалынского, Ртищевского районов Саратовской области, воспитанников Областного Детского Экологического центра г. Саратов. Доклады были представлены в разных номинациях и секциях.
Историю национального парка своей ежедневной работой делают люди. Выступление учащихся МОУ СОШ с. Елшанка Хвалынского района в номинации «История национального парка в лицах» было посвящено жизни и деятельности лесовода В.А. Петрянина. «Лес – показатель богатства народа, а уровень ведения в нем хозяйства – показатель его культуры. Пока в наших лесах работают такие люди как удивительно скромный, добросовестный, надежный Петрянин В.А., наши лесные богатства в надежных руках», - резюмировали докладчики.
В окрестностях села Горюши Хвалынского района находится один из кластерных участков национального парка. Его особенность: пограничное расположение с лесами Ульяновской области, западный предел Хвалынского района и национального парка. Этой территории было посвящено два исследования. Во-первых, анализ «Погодно-климатических условий с. Горюши» - ценный материал для характеристики метеорологических факторов на западном макросклоне Хвалынских, где на большом протяжении нет метеостанций. Условия этого участка сильно отличаются от таковых на восточном макросклоне, обращенном к р. Волга. Данные этой работы в дальнейшем могут пополнить Летопись природы национального парка. Отражением изменения климатических условий явилось развитие эфемеров и эфемероидов в окрестностях села - суть темы второго доклада.
Применение нестандартной методики биоиндикации загрязнения воздуха через анализ воскового налета и развитие годичных побегов у сосны обыкновенной стало особенностью работы Борисовой Ангелины – учащейся МОУ ООШ с. Акатная Маза.
Андреев Александр, воспитанник творческого объединения Е.В.Костюк, неоднократный участник конференции, представил работу «Разведение растительноядных рыб в Хвалынском районе в качестве способа экологической реабилитации реки Волга». В работе был использован принцип преемственности поколений, когда юный исследователь применил знания и опыт своего деда Андреева К.И., обосновал прием зарыбления реки Волги толстолобиком для очищения ее от сине-зеленых и зеленых водорослей.
В секции «Социальная экология» прозвучали различные по тематике и направленности исследования.
Учащиеся МОУ СОШ № 2 г. Хвалынска на протяжении нескольких конференций знакомят нас с тонкостями здорового образа жизни. «Подростки и чипсы» - тема их доклада.
Практическая деятельность по озеленению улиц г. Хвалынска стал проект воспитанницы объединения Дома детского творчества Корниловой Дианы «Вклад объединения «Цветоводство» Дома детского творчества «Хвалынский» в озеленении города Хвалынска». Букеты из высушенных цветов остаются веселыми и яркими в холодное, снежное время года, сохраняя свою окраску и форму. Таким букетам и растениям был посвящен доклад воспитанниц творческой мастерской «Флора» МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский» Макаровой Алины и Балухиной Кристины « Сухоцветы: биологические особенности и их практическое применение».
Итоги конференции:
Диплом I степени за победу в конференции получили:
1) Секция «История национального парка в лицах». Акимова Наталья, Осипова Юлия, учащиеся МОУ СОШ с. Елшанка. Руководитель: учитель химии и биологии Чекризова Л.Б.
Доклад: «Хозяин леса».
2) Секция «Экология пресных вод». Андреев Александр, МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский». Руководитель: Костюк Е.В.
Доклад: «Разведение растительноядных рыб в Хвалынском районе в качестве способа экологической реабилитации реки Волга».
3) Секция «Прикладная экология». Борисова Ангелина, учащаяся МОУ ООШ с. Акатная Маза. Руководитель: учитель химии и географии, руководитель эколого-географического кружка Гулиева Л.А.
Доклад: «Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной».
4) Секция «Экология животных». Сулейманов Линар, Иванова Юлия, воспитанники МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский». Руководитель: педагог МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский» Костюк Е.В., классный руководитель 3 класса МОУ СОШ №3 Шикина Е.В.
Доклад: «Жизнь сурков».
5) Секция «Социальная экология». Иванов Олег, Нурматов Сухроб, воспитанники ЧОУ «Хвалынская православная классическая гимназия во имя Святого мученика Александра Медема». Руководитель: учитель биологии Гальцева Л.В.
Доклад: «Животные – пришельцы. Кто они?».
6) Секция «Социальная экология». Макарова Алина, Балухина Кристина, воспитанники МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский». Руководитель: педагог дополнительного образования МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский», творческая мастерская «Флора», Ульяненко Ж.А.
Доклад: «Сухоцветы: биологические особенности и их практическое применение».
Диплом II степени
1) Секция « Прикладная экология». Горбунов Александр, учащийся МОУ ООШ с. Горюши. Руководитель: учитель географии Скворцова О.В.
Доклад: «Погодно-климатические условия села Горюши Хвалынского района.
2) Секция «Социальная экология». Якушев Ярослав, Шандрук Ольга, учащиеся МОУ СОШ №1 г. Хвалынска. Руководители: Учитель географии Процык Е.А., учитель биологии Гальцева Л.В.
Доклад: «Народные приметы о березе - миф или реальность».
3) Секция «Социальная экология». Корнилова Диана, воспитанница МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский». Руководитель: педагог дополнительного образования МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский», творческое объединение «Цветоводство», Парфенова Н.Н.
Доклад: «Вклад объединения «Цветоводство» Дома детского творчества в озеленение города Хвалынска».
Диплом III степени
1) Секция «Экология лесных и степных растений». Куликов Сергей, учащийся МОУ ООШ с. Горюши Хвалынского района. Руководители: учитель биологии и химии Переходцева Л.И., учитель технологии Куликова Т.С.
Доклад: «Раннецветущие растения окрестностей села Горюши Хвалынского района Саратовской области».
2) Секция «Социальная экология». Костина Анна, Парамонова Кристина, учащиеся МОУ СОШ №2 г. Хвалынска. Руководитель: учитель химии и биологии Рассыльнова О. Н.
Доклад: «Подростки и чипсы»
Работы участников оценивало авторитетное жюри, в которое вошли: Савинов Виктор Александрович, директор национального парка «Хвалынский», канд. с\х наук; Беляченко Андрей Александрович, доц. кафедры экологии СГТУ им. Ю.А. Гагарина, канд. биол. наук; Андриянова Юлия Михайловна, преподаватель СГАУ им. Н.И. Вавилова, канд. с/х наук; Дружкина Татьяна Алексеевна, инспектор Управления Росприроднадзора по Саратовской области; Курамшина Татьяна Владимировна, научный сотрудник Хвалынского краеведческого музея; Акопова Светлана Левоновна, методист МОУ ДПО «Учебно-методический центр» г. Хвалынска; Худякова Лариса Павловна, методист Областного центра экологии, краеведения и туризма; Мохонько Юлия Михайловна, доц. кафедры ботаники, химии и экологии СГАУ им. Н.И. Вавилова, канд. с/х наук
Сулейманова Г.Ф.